Патриотизма
|
К.Ф.
Рылеев «Иван Сусанин»
|
Крестьянин
Иван Сусанин, спасая от
верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит
один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть
неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет
предателей, и готов с радостью умереть за царя и родину.
|
К.Ф.
Рылеев «Смерть Ермака»
|
Ермак изображен Рылеевым как герой,
думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне:
«Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!»
|
|
Д.С.
Лихачев «Раздумья о Родине»
|
Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна
огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет
корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша
история... Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ. Без прошлого
невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее».
|
Ностальгии
(тоски по Родине; любви к Родине)
|
С.
Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета»)
|
Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным
осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не
выбирают.
|
А. Никитин
«Хождение за три моря»
|
Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел
удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о
родине, тосковал о ней.
|
|
Н. Тэффи
«Русь», «Городок»
|
В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников,
лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое
существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной».
|
|
Н. Тэффи
«Воспоминания»
|
Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов,
покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя
по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.
|
Неразрывной
связи с родиной, родной землей
|
А. Солженицын
«Матренин двор»
|
Для Матрены Васильевны её
дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где
живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о
близких.
|
Верности
данному слову
|
А.С.
Пушкин «Дубровский»
|
Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — стариком
Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в
церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от
этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из
церкви.
|
Душевной
молодости
|
И.Бунин
«Молодость и старость»
|
Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что молодость —
это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе
достоинство, человечность, остается всегда молодым.
|
Стремления
человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
|
В.Г. Короленко
«Парадокс»
|
Ян Залуский — калека, но он считает, что «человек создан для счастья,
как птица для полета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться
мастерски, парадоксально владеть своим телом, удивляя окружающих и
заставляя их поверить в то, что каждый человек — творец своего счастья.
|
А.П. Чехов
«Вишневый
сад»
|
В Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне
радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
|
|
А.П. Чехов
«Невеста»
|
Надя Шумина уезжает из провинциального города накануне свадьбы, чтобы
начать новую, счастливую жизнь, чтобы не превратиться в праздное существо.
|
|
Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы»
|
Старец Зосима неустанно восторгается божественностью мира,
богоподобностью человека, учит любви к окружающим.
|
Бескорыстного
жизненного служения (способности к
самоотверженности, к принесению себя
в жертву ради другого человека)
|
Я.
Голованов «Этюды об ученых»
|
Владимир Арсеньев, выдающийся путешественник, этнограф, историк,
географ, всё сделал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на
благо России.
|
А.П. Чехов
«Душечка»
|
Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником
человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать,
как он, всю себя отдавая любимому человеку.
|
|
А.П. Чехов
«Попрыгунья»
|
Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает
у него дифтеритные пленки, сам заражается и умирает.
|
Нравственной
прочности человека
|
В. Быков
«Сотников»
|
Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо
сильнее Рыбака, напарника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал
предателем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
|
Верности своим
убеждениям
|
А. Петров
«Житие протопопа Аввакума»
|
Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения
в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой
смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.
|
М. Шолохов
«Судьба человека»
|
Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек
смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: плен, известие о гибели
жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже
взять на воспитание Ванюшку, которого тоже осиротила война.
|
|
А. Солженицын
«Один день Ивана Денисовича»
|
Иван Шухов сохранил достоинство, сумел в адских условиях сталинских
лагерей остаться человеком, не сломаться. Жизнь Шухова не ограничена
лагерем, он вспоминает деревню, семью, войну и это дает ему силы жить.
|
Самовоспитания
|
И.С.
Тургенев «Отцы и дети»
|
Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».
|
Н.
Чернышевский «Что делать?»
|
Рахметов всю свою жизнь посвятил физическому и нравственному
усовершенствованию и для многих стал образцом самовоспитания.
|
Дружбы,
товарищества
|
Н.В.
Гоголь «Тарас Бульба»
|
Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество
выше семьи, выше родства по крови, выше всего земного.
|
Любви и
милосердия
|
М. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
|
Маргарита способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь, и
потому она нравственно неуязвима. Подобно тому, как Иешуа остаётся человеком
даже находясь во власти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и
Маргарита, попав в чудовищную компанию растлителей, висельников,
отравителей, мерзавцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из
них ей не противен, она старается понять их, сочувствует им. Она потеряла
самое дорогое — своего Мастера, но не замкнулась в своём горе: она видит горе
другого человека и активно сочувствует ему.
|
Интеллигентности
|
Д.С.
Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
|
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к
памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не
вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важнейших задач
современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим
человек.
|
Гуманизма
|
А.
Адамович «Немой»
|
Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь,
но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он
жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью
прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет
немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их.
|
М. Шолохов
«Чужая
кровь»
|
Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого
человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным
и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и
заботой.
|
Веры в
будущее, любви к жизни
|
А. Адамович,
Д. Гранин «Блокадная книга»
|
Подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. 900 блокадных дней
вместили в себя не только немыслимые страдания, но величайшую веру в
будущее, в победу.
|
Веры в
человека
|
М. Горький
«На дне»
|
Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для
лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам,
кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на
счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам
человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном
соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
|
Сострадания,
милосердия
|
В.
Тендряков «Хлеб для собаки»
|
Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей
хлеб, подкармливает раскулаченных, что умирают на станции.
|
Ответственности
(за близких; окружающих; за свои действия)
|
И. Бабель
«Конармия»
|
Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и
справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек.
Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают.
Значит, революцию делают злые люди».
|
Нравственного
выбора
|
В.
Кондратьев «Сашка»
|
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого,
человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим
выбором, но всегда оставался человеком.
|
В.
Распутин «Деньги для Марии»
|
Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, допустившую растрату
в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют проверить
каждого из сельчан на нравственную прочность.
|
Смысла
жизни
|
Б. Екимов
«Мальчик на велосипеде»
|
Один из героев рассказа, размышляя о смысле жизни, приходит к такому
выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное —
лишнее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».
|
Поиска счастья
в жизни
|
Б. Екимов
«Мальчик на велосипеде»
|
Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных
интересов, а в самой жизни на родной земле:
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни...
Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть,
думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь
человеческая. Работать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать
ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе,
сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы
потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий