Проблемы, связанные с положительными качествами личности


Патриотиз­ма
К.Ф. Рылеев «Иван Суса­нин»
Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в не­проходимую лесную глушь. По­нимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он рус­ский человек, среди которых нет предателей, и готов с радо­стью умереть за царя и родину.

К.Ф. Рылеев «Смерть Ер­мака»
Ермак изображен Рылеевым как герой, думающий не о си­бирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне: «Сибирь царю покорена, И мы — не праздно в мире жили!»

Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»

Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дере­ву, на котором не сосчитать ли­стьев. Но всякое дерево имеет корни..., то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история... Народ, не имеющий таких глубоких кор­ней, — бедный народ. Без про­шлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоин­ству настоящее».

Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине)
С. Довлатов «Письмо от­туда» (из цикла «Неви­димая газе­та»)
Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагород­ным осуждать родину, изгнав­шую его: он уверен, что Отчиз­ну, как и мать, не выбирают.

А. Никитин «Хождение за три моря»
Известный русский путешест­венник побывал во многих стра­нах, видел удивительную красо­ту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней.

Н. Тэффи «Русь», «Го­родок»
В сборниках воссоздана горе­стная жизнь эмигрантов сооте­чественников, лишенных ро­дины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загроб­ной жизнью», «жизнью над бездной».

Н. Тэффи «Воспомина­ния»
Писательница предсказала судь­бу целого поколения эмигран­тов, покинувших Россию во время революции и Граждан­ской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на траги­ческое совместное одиночество в чужих странах.

Неразрывной связи с родиной, родной зем­лей
А. Солжени­цын «Матренин двор»
Для Матрены Васильевны её
дом, двор, деревня имеют гораз­до большее значение, чем место, где живешь. Для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.
Верности данному слову
А.С. Пушкин «Дубров­ский»
Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — ста­риком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спа­сти её от этого замужества и ос­тановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

Душевной молодости
И.Бунин «Молодость и старость»
Старик курд своей притчей дал понять красавцу греку, что мо­лодость — это не физическое состояние, а душевное: только тот, кто сохранил в себе досто­инство, человечность, остается всегда молодым.
Стремления человека к добру и счастью (веры в сча­стье, свои силы; люб­ви к жизни)
В.Г. Коро­ленко «Пара­докс»
Ян Залуский — калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для по­лета». Врожденное несчастье героя заставило его научиться мастерски, парадоксально вла­деть своим телом, удивляя ок­ружающих и заставляя их по­верить в то, что каждый человек — творец своего сча­стья.

А.П. Чехов
«Вишневый сад»

В Ане Раневской есть юная ве­ра в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.

А.П. Чехов «Невеста»

Надя Шумина уезжает из про­винциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не пре­вратиться в праздное существо.

Ф.М. Досто­евский «Бра­тья Карама­зовы»
Старец Зосима неустанно вос­торгается божественностью ми­ра, богоподобностью человека, учит любви к окружающим.

Бескорыст­ного жиз­ненного служения (способности к
 самоотверженности, к принесению   себя в жертву ради другого человека)
Я. Голованов «Этюды об ученых»
Владимир Арсеньев, выдаю­щийся путешественник, этно­граф, историк, географ, всё сде­лал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России.

А.П. Чехов «Душечка»
Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в ко­торого она влюблялась, смот­реть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая люби­мому человеку.

А.П. Чехов «Попрыгу­нья»
Врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него диф­теритные пленки, сам заражает­ся и умирает.

Нравственной проч­ности чело­века
В. Быков «Сотников»
Сотников, физически слабый и больной, морально оказывается гораздо сильнее Рыбака, напар­ника, с которым он отправился в разведку. Рыбак стал предате­лем, а Сотников предпочел смерть подобному позору.
Верности своим убе­ждениям
А. Петров «Житие про­топопа Авва­кума»
Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церков­ных реформ. Он не изменил сво­им убеждениям даже под угро­зой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество.

М. Шолохов «Судьба че­ловека»
Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить ге­рою: плен, известие о гибели жены и дочерей, а впоследствии и сына. Однако Андрей сумел выстоять и даже взять на воспи­тание Ванюшку, которого тоже осиротила война.

А. Солжени­цын «Один день Ивана Денисовича»
Иван Шухов сохранил достоин­ство, сумел в адских условиях сталинских лагерей остаться чело­веком, не сломаться. Жизнь Шу­хова не ограничена лагерем, он вспоминает деревню, семью, вой­ну и это дает ему силы жить.

Самовос­питания
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Базаров считал, что «каждый че­ловек сам себя воспитать должен».

Н. Чернышев­ский «Что де­лать?»
Рахметов всю свою жизнь по­святил физическому и нравст­венному усовершенствованию и для многих стал образцом само­воспитания.

Дружбы, товарище­ства
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Тарас Бульба, центральный персонаж повести, считал, что товарищество выше семьи, вы­ше родства по крови, выше все­го земного.

Любви и милосердия
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Маргарита способна на глубо­кую, преданную, самоотвер­женную любовь, и потому она нравственно неуязвима. Подоб­но тому, как Иешуа остаётся че­ловеком даже находясь во вла­сти убийц, а одному из них сочувствует и помогает, так и Маргарита, попав в чудовищ­ную компанию растлителей, ви­сельников, отравителей, мер­завцев всех времён и народов, остаётся человеком: никто из них ей не противен, она стара­ется понять их, сочувствует им. Она потеряла самое дорогое — своего Мастера, но не замкну­лась в своём горе: она видит го­ре другого человека и активно сочувствует ему.

Интелли­гентности
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном»
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечествен­ной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма. Экология культуры должна стать одной из важней­ших задач современности: ведь в ней истоки нравственности, без которой немыслим человек.
Гуманизма
А. Адамович «Немой»
Во время войны одну из белорус­ских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Ко­гда приходят советские войска, Полина представляет немца не­мым братом, спасая его, как ко­гда-то Франц спас их.

М. Шолохов
«Чужая
кровь»
Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, комму­ниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая не­нависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой.

Веры в будущее, любви к жизни
А. Адамо­вич, Д. Гра­нин «Бло­кадная книга»
Подвиг ленинградцев вызван не уг­розой уничтожения. 900 блокадных дней вместили в себя не только не­мыслимые страдания, но величай­шую веру в будущее, в победу.

Веры в человека
М. Горький «На дне»
Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он та­кой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам... для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тай­ных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
Состра­дания, милосер­дия
В. Тендряков «Хлеб для собаки»
Володя Тенков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отда­вая ей хлеб, подкармливает раску­лаченных, что умирают на станции.

Ответственности (за близких; окружаю­щих; за свои действия)

И. Бабель «Конармия»
Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Рево­люция — это хорошее дело хо­роших людей. Но хорошие лю­ди не убивают. Значит, революцию делают злые люди».

Нравственного выбора
В. Кондрать­ев «Сашка»
Автор в повести показывает нам солдата честного, отзывчивого, человечного. Бывая в сложных ситуациях, он нередко вставал перед тяжелейшим выбором, но всегда оставался человеком.

В. Распутин «Деньги для Марии»
Кузьма пытается спасти от тюрьмы свою жену Марию, до­пустившую растрату в магазине, и деньги, которые он собирает по деревне, позволяют прове­рить каждого из сельчан на нравственную прочность.

Смысла жизни
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Один из героев рассказа, раз­мышляя о смысле жизни, прихо­дит к такому выводу: «Человеку, в общем-то, нужен кусок хлеба и кружка воды. Остальное — лиш­нее. Хлеб и вода. Вот он и живет. И душу живую».
Поиска сча­стья в жиз­ни
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде»
Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире ма­териальных интересов, а в самой жизни на родной зем­ле:
«Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни... Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и си­деть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Ра­ботать в огороде, плетень плести во дворе. И жить. Слушать ласточек, ветер. Солнце для тебя встает, роса падает, дождь — все доброе, сладкое. Зарабатывать на хлеб чем-нибудь и жить. Жить долго и мудро, чтобы потом, на самом краю, не проклинать себя, не скрипеть зубами»




Комментариев нет:

Отправить комментарий